Готовые жесткие ПВХ композиции: за и против / Статьи / Стройматериалы и Хозтовары

Есть ли будущее у бизнеса по изготовлению готовых жестких ПВХ композиций? Будут ли производители изделий из ПВХ пользоваться готовыми композициями?

Производство изделий из ПВХ

В чистом виде ПВХ не используется, так как это нетермостойкий хрупкий материал, который под действием высоких температур начинает интенсивно деполимеризоваться с выделением хлористого водорода и других соединений. ПВХ может использоваться в составе композиции, состоящей из полимера и разнообразных добавок, делающих полимер способным к переработке. Современные поливинилхлоридные композиции могут включать в себя до 15-20 индивидуальных компонентов, которые можно разделить на ряд более крупных групп.

В композиции жесткого ПВХ вводят стабилизаторы для повышения способности материала к переработке при повышенных температурах, смазки и модификаторы текучести для снижения прилипаемости (адгезии) расплава к оборудованию, модификаторы ударопрочности для увеличения стойкости к нагрузкам при эксплуатации, наполнители для повышения вязкости и формоустойчивости расплавов, а также для уменьшения стоимости композиции, другие добавки, повышающие стойкость к воздействию внешних факторов.

В мягкие композиции помимо указанных добавок вводят пластификаторы, благодаря которым изделия приобретают эластичность гибкость, способность к работе при отрицательных температурах. С увеличением содержания пластификатора в композиции изделие становится более гибким.

Краткое описание технологии приготовления жестких ПВХ-композиций

Этапы производства непластифицированной ПВХ-композиции:

1.
ПВХ-смола и аддитивы загружаются в отдельные емкости системы автоматического дозирования, смешивания и подачи. В этой системе в соответствии с заданным рецептом происходит последовательное взвешивание компонентов. Отмеренные порции компонентов, добавляются к также предварительно дозированному количеству ПВХ-смолы.

2. смесь всех компонентов засыпается в горячий смеситель

3. Приготовленная порция смешивается последовательно в горячем и в холодном миксере, а затем с помощью вакуума подается в так называемые промежуточные емкости для дозревания

Более качественные модели оснащены автоматизированным комплексом управления. Компьютерные системы позволяют не только наблюдать и контролировать параметры процессов дозирования всех компонентов, перемешивания, стабилизации доставки готовой смеси в приемные бункеры экструдеров, но и управлять технологическим процессом. Весь процесс смешивания осуществляется в полностью автоматическом режиме при непрерывном компьютерном контроле соответствия параметров рабочего процесса требованиям технологической документации.

 

Три схемы

 – закупается готовая смесь аддитивов и смешивается с ПВХ,

– закупается готовая композиция, состоящая из ПВХ и аддитивов

– закупаются различные аддитивы и смола ПВХ.

Сравнительный анализ экономической эффективности собственного смешивания и поставок ПВХ

           

В таблицах 1 и 2  представлена калькуляция  издержек на закупку сырья для производства ПВХ композиции, предназначенных для конструкционного профиля и панелей (стоимость на основной части остального строительно-отделочного профиля из суспензионного ПВХ примерно совпадает стоимостью сырья для панелей). Совокупные расходы на сырье (без учета логистики) составляют для конструкционного профиля 42,3 тыс. руб. за тонну, для панелей – 33,3 тыс. руб. Более высокая цена на конструкционный профиль объясняется: а) большей долей наполнителей в сырье для панелей; б) меньшим количеством дорогих добавок в сырье для панелей.

            Повышение цен на С-ПВХ привело к тому, что в структуре цены сырья для конструкционного профиля доля полимера занимает 71%, для панелей – 82,5%. В стоимости сырья для конструкционного профиля значительную роль играю модификаторы прочности и комплексные стабилизаторы, в сырье для панелей – комплексные стабилизаторы.

           

2 мкм

            При 100-процентной загрузки ПВХ – смесителя 95% в стоимости готовой ПВХ-композиции для производства панелей занимает сырье (в производстве композиции для конструкционного профиля 96%). Из остальных основных издержек (таблица 1.6, 1.7):

– амортизация и ремонт оборудования. Цена небольшого смесителя (производительность – 200 кг/тонна), китайского или тайваньского производства – 16-18 тысяч долларов, западноевропейского в 2,5-3 раза дороже. Срок гарантийного обслуживания – 1 год.

– габариты смесителя в среднем 4*2, 2 двух метрах дополнительных площадей для прохода, требеутся порядка 40 кв. м.

– потребление электроэнергии – 43,5 кВт/час, при стоимости 2,2 руб./кВт.

– оплата труда. Для обслуживания смесителя требуется один рабочий.

           

            Полученные стоимости ниже, чем у ведущего производителя готовых композиций “Солигран” (цены которого примерно на 5% ниже, чем у остальных производителей). Однако, во-первых, мы берем стоимость, исключая издержки на логистику (при закупке готового компаунда они ниже, чем при закупке нескольких аддитивов и самого ПВХ), во-вторых, существенные издержки при самостоятельном смешивание могут возникнуть в силу брака получившейся продукции, в-третьих, “Солигран” поставляет свою продукцию в гранулированном виде, что несколько удорожает ее. С другой стороны при самостоятельном смешивании есть возможность использовать более дешевые аддитивы, нежели те, что приведены расчеты выше, отчасти вторичное сырье, а так же самостоятельно изменять состав композиции, в частности увеличивая долю наполнителей (нами расчеты производились не по предельно допустимым нормам).

            В приведенных расчетах разница между самостоятельном приготовлением смеси составляет по конструкционному профилю 22%, по панелям 10%. Данные отличия являются, во-первых, результатом неточности расчетов, так как в реальности композиции сложнее, чем представленные нами, во-вторых, сложность композиций для конструкционного профиля увеличивает ценность самой рецептуры, труда специалистов, и процент возможного брака.

           

Оценим экономический эффект:

При производстве настенных панелей разница в расходах на одну тонну сырья составит 3533 рубля. Если мы возьмем для расчета небольшое производство объемом около 100 тонн в год, то эффект от собственного смешивания составит около 350 тыс.руб. Если объем производства составляет 400 тонн в год, разница в расходах на сырье составит около 1400 тыс.руб. При стоимости смесителя в 430 тыс.руб. организация собственного смешивания окупается за 3-4 месяца.

Взамен – удлинение технологического цикла. Усложнение производства, что неизбежно ведет к уменьшению эффективности бизнеса.

В каких же случаях выгодно использовать готовые композиции?

1. Во-первых, в период «строительного сезона»

2. Во-вторых, при исполнении отдельных редких заказов;

3. В-третьих, на начальных этапах развития производства

Прогноз развития российского рынка

Как же будет развиваться российский рынок? Будет ли расти спрос на готовые композиции? В каких областях он будет расти? Для начала рассмотрим, как развивался европейский рынок. Просматриваются ли тенденции к использованию готовых композиций в более развитых экономиках?

Тенденции использования готовых жестких ПВХ композиций на европейском рынке

Европейский рынок использования ГЖК сложился к началу 90-ых годов прошлого века и демонстрирует стабильные объемы производства. В 1990 году в Европе производилось 1,2 млн тонн ГЖК, в 2000 – 1,3 млн тонн[1]. С 2001 по 2005 годы темпы роста не превышали 1% в год.

Однако стоит выделить две противоположные тенденции в использовании ГЖК. Значительный рост происходил в сегменте строительного профиля. Ежегодно возрастающий рынок пластиковых окон обеспечивал порядка 5% роста использования ГЖК в год. К началу нашего десятилетия доля конструкционного профиля в использовании ГЖК составила более 22%. Одновременно с этим резко сократились объемы использования ГЖК в сегменте упаковки для бутылок, что и привело к крайне медленным темпам роста объемов использования ГЖК в целом. Изменения на рынке композиций привели к различным изменениям для рынков отдельных стран. Например, во Франции, где традиционно был обширный рынок упаковки из ПВХ, из-за местного производства минеральной воды. Однако, на протяжении 90-х Франция продемонстрировала спад в совокупном спросе на композиции ПВХ с 300, 000 тонн, что 23% от Западно-европейского рынка, до 190,000 тонн, что составляет 15% спроса.

            На сегодняшний день доля ГЖК составляет в Западной Европе порядка 27% от общего использования непластифицированных ПВХ-композиций[2]. При этом использование ГЖК в Азии, повторяя динамику потребления  ПВХ, растет стремительными темпами, порядка 10% в год.

            Другим важным изменением на рынке ПВХ композиций являются объемы композиций производителями смолы и независимыми компаниями. Если в 1990 году производители смолы производили 60% композиций, то в 2005 году уже менее половины. Это особенно заметно в Германии, где производители смолы почти совершенно удалились от деятельности, связанной с ПВХ композициями. Количество независимых производителей композиции увеличилось с 41 в 2002 году до нескольких сот в 2005-ом[3]. Крупные же производители ПВХ постепенно снижают объемы производства композиций (INEOS Vinyls, Hydro Polymers, Bordoschem).

            Аналитики рынка ПВХ в качестве фактора, положительно влияющего на динамику доли использования ГЖК, выделяют рост цен на полимеры вследствие роста цен на нефть. Это приводит к тому, что производители стараются уменьшить количество несущих и увеличить количество активных ингредиентов в смеси, что значительно усложняет процесс смешивания композиций, а соответственно подталкивает производителей изделий из ПВХ использовать покупные ГЖК.

Производители настенных панелей – основные потребители готовых композиций

Чаще всего ГЖК использую производители панелей. Работа на готовых композициях для этой группы производителей  экономически выгоднее и удобней по сравнению с производителями других изделий.  Именно в этом сегменте сосредоточено большое количество небольших компаний, для которых может быть выгодным предложение ГЖК.

На данную категорию потребителей и должны ориентироваться производители готовых композиций.

Потребитель незнаком с продуктом

Исследование Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков выявило крайне низкую осведомленность производителей о возможности применения готовых композиций. Особенно это характерно для мелких производителей (до 500 тонн в год). Низкая осведомленность свидетельствует о благоприятных условиях для развития использования ГЖК в этом сегменте. От производителей ГЖК требуется активность в продвижении своей продукции на рынок, самостоятельный выход на производителей сторительно-отделочного профиля с целью донесения до них всех преимуществ использования ГЖК. На сегодняшний день такую политику проводит только ЗАО “Солигран”.

Таким образом, российский рынок можно охарактеризовать как развивающийся и обладающий значительным потенциалом. Спрос на готовые композиции будет расти. Но этот рост будет заметно ниже темпов роста объемов переработки ПВХ. Увеличение рынка будет происходить за счет мелких и начинающих производств профильного погонажа. Во многом развитие рынка зависит от активности производителей и поставщиков композиций. Этот рынок может быть ими сформирован. Все предпосылки для этого существуют.

Кто является потребителем готовых композиций в настоящее время, кто является потенциальным потребителем, кто формирует предложение ГЖК на российском рынке –  в отчете маркетингового исследования Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок готовых жестких ПВХ композиций в России».

Автор:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков

Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70
E-mail: mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru

Об авторе:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях – проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.

· Маркетинговые исследования
· Технико-экономическое обоснование
· Бизнес-планирование