«Интеллектуальный» стартап, или открываем книжный магазин

Не всем тонким и интеллигентным людям по душе торговля бытовыми мелочами, такими как женские колготки или моющие средства для ванных комнат. Подобный бизнес может повергнуть их в уныние и в дальнейшем прийти в упадок. Что же делать, если обстоятельства подталкивают вас к предпринимательству, но при этом хочется нести людям «доброе и вечное»?

Каждый владелец книжного магазина должен начать с создания эффективного бизнес-плана, который определит основные пути получения прибыли, текущие расходы и маркетинговые вложения хотя бы на ближайший год. Это будет полезно и тем, кто собирается просить деньги у банка (или инвестора), и тем, кто имеет необходимую сумму в наличии.

Итак, прежде чем вы впервые перевернете на стеклянной двери книжного магазина табличку «Открыто», вам придется пройти следующие шаги.

1. Выберите направление для своего будущего магазина. В данной отрасли наблюдается серьезная конкуренция, которая стала еще более жесткой в условиях развития электронной торговли. Для того чтобы быть востребованным, вы должны найти свою нишу покупателей.

Итак, удачно выбранное направление, которое не слишком «разработано» вашими конкурентами – залог будущего успеха. Однако будьте осторожны, учитывайте географические и демографические особенности своего местонахождения. Если вы живете в мегаполисе, то вполне можно открыть книжный магазин для будущих мам или для определенной религиозной группы. А вот если население вашего города не достигает и 30 тысяч, то подобная «экзотика» вряд ли найдет достаточное количество клиентов, чтобы обеспечить вам хотя бы нулевую рентабельность.

2. Когда идея созреет, приступайте к разработке элементов нового бренда. Название, логотип и слоган для книжного магазина должны отражать, какие типы книг найдут у вас будущие покупатели. Хорошо, если бренд будет подчеркивать уникальную атмосферу, которая ожидает их в новом магазине.

3. Убедитесь, что вы выбрали наиболее подходящую форму собственности для своей компании, а также систему налогообложения. Для этого лучше получить консультацию профессионального юриста и бухгалтера. Последний, кстати сказать, потребуется вам в качестве штатного или хотя бы приходящего «помощника».

4. Найдите подходящее место для своего интеллектуального бизнеса. Придумать, где было бы удачнее всего расположить книжный магазин – не так просто. Начать нужно с правильного выбора соседей. Хорошим окружением будут школы или другие учебные заведения, бизнес-центры. Неплохо расположить новый бизнес в районе центральной прогулочной зоны в небольшом городке. Если вы обладаете достаточным стартовым капиталом, можно рассмотреть возможность выкупа подходящего помещения у города – узнать больше.

5. Найдите крупных и надежных оптовых поставщиков. Составляйте свой заказ так, чтобы попасть под программу лояльности и приобрести товар со скидкой. Поинтересуйтесь, существует ли у них возможность возврата или обмена неходового товара. Для вас, как новичка, это было бы чудесной подстраховкой.

6. Придумайте интерьер для нового книжного магазина. Можно обратиться к учащимся художественных школ или молодым художникам с предложением расписать стены вашего помещения или же создать живописные панно. Подобным образом вы получите недорогой оригинальный дизайн, а также приобретете будущих клиентов в виде молодых читателей.

7. Установите несколько читальных площадок по всему магазину, чтобы предоставить возможность покупателям знакомиться с образцами книг или журналов. Предусмотрите наличие ламп и удобных стульев — и клиент почувствует вашу заботу о нем.

8. Наймите небольшой персонал за несколько недель до открытия своего магазина. Вам потребуется два-три менеджера с опытом торговли в данной отрасли. Эти сотрудники помогут вам выставить товар на полки, и возможно, подскажут ходовые позиции ассортимента. Кроме того, вместе со своей командой позаботьтесь о распространении рекламных брошюр с датой открытия нового магазина среди местных библиотек, читальных залов и ВУЗов.

9. Организуйте праздник в день открытия. Поощряйте первых посетителей специальными подарками и бонусами, интересуйтесь их пожеланиями и предпочтениями, проводите анкетирование. Можно раздать купоны на скидки для предстоящих покупок. Пригласите местных авторов для проведения пресс-конференций и раздачи автографов.

Правильно организованный книжный бизнес позволит вам гордиться своим вкладом в просвещение и развитие человечества, а также принесет неплохой доход.