МДФ плиты в России: рынок ждет инвесторов / Статьи / Стройматериалы и Хозтовары

На сегодняшний день на российском рынке существует определенный дефицит МДФ плит. Особенно остро данная проблема встает перед теми региональными рынками, где действуют производители с относительно небольшими производственными мощностями и недостаточно широким ассортиментом продукции. В тоже время спрос на МДФ плиты на российском рынке растет очень стремительно как со стороны рынка строительных материалов, так и со стороны мебельной промышленности.

В 2006 году в России сложилась ситуация дефицита

Российский рынок МДФ плит на сегодняшний день находится на стадии роста, которая характеризуется достаточно большим увеличением темпов роста продаж. Объем потребления МДФ плит на российском рынке за последние два года вырос на 80-130%.
Перспективность организации МДФ плит на российском рынке связано со значительными резервами роста внутреннего потребления МДФ плит – по сравнению с лидером мирового потребления МДФ плит – Германией, потребление МДФ плит на душу населения в России меньше почти в пять раз.
В начале 2000-х годов основная доля потребности российского рынка в МДФ плитах удовлетворялась за счет импортных поставок, что обуславливалось как недостаточностью внутреннего производства данного вида плит на фоне увеличивающегося спроса, так и спецификой российского предложения (невозможность производства МДФ плит больших толщин). Выход на российский рынок в 2004-2005 гг. трех крупнейших игроков с современными производственными мощностями способствовало обеспечению внутреннего спроса МДФ плитами российского производства и снижению импортных поставок. Однако стремительный рост спроса на внутреннем рынке привели в 2006 году к дефициту МДФ плит необходимых размеров и качества на внутреннем рынке.
Таким образом, на сегодняшний день главной проблемой развития потребления МДФ плит на российском рынке является не достаточный уровень отечественного предложения, который в свою очередь связан с большим уровнем капитальных затрат на организацию данного производства.

Спрос на МДФ будет стремительно расти и дальше

На сегодняшний день на российском рынке существует определенный дефицит МДФ плит. Особенно остро данная проблема встает перед теми региональными рынками, где действуют производители с относительно небольшими производственными мощностями и недостаточно широким ассортиментом продукции.
В тоже время спрос на МДФ плиты на российском рынке растет очень стремительно как со стороны рынка строительных материалов, так и со стороны мебельной промышленности. В первом сегменте рынка основные перспективы использования МДФ плит связаны с развитием потребления и производства на российском рынке ламинированных напольных покрытий и стеновых МДФ панелей. Во втором же сегменте наибольшие перспективы МДФ плиты имеют в производстве мебельных МДФ фасадов. 

Спрос на ламинатные напольные покрытия требует МДФ

В отношении перспективности направления использования МДФ плит в производство ламинированных напольных покрытий следует отметить, что ориентируюсь на структуру потребления МДФ плит на мировом рынке, около 45% плит потребляется именно для производства ламината. В России этот показатель составляет немногим более 10%. При этом следует отметить, что производство ламинированных напольных покрытий имеет преимущество организации только на вертикально интегрированных предприятиях, а именно – на производствах МДФ плит. В этом случае производители МДФ плит сами выступают потребителями своих МДФ плит и развитие их производства, и усиления рыночной доли на российском рынке частично зависит от проводимой предприятием стратегии. Можно сказать, что преимущество получат те производители МДФ плит которые смогут обеспечить и собственное производство ламинированных напольных покрытий.

Будет стремительно расти спрос на МДФ в мебельной промышленности

То же самое можно сказать и про организацию производства на предприятиях мебельных МДФ фасадов и стеновых панелей. Мелким мебельным предприятиям на сегодняшний день достаточно сложно инвестировать в оборудование для производства мебельных фасадов, и поэтому в России есть спрос на подобную продукцию от крупного производителя.
В целом по отношению к спросу на МДФ плиты со стороны мебельной промышленности можно отметить, что перспективы развития мебельного рынка и соответствующего потребления МДФ плит, связаны не только с развитием внутреннего потребления мебели, но и с развитием внешнего рынка сбыта. На сегодняшний день вступление России в ВТО с одной стороны грозит мебельной промышленности усилением конкуренции на местном рынке, однако с другой – открывает новые потенциалы для сбыта. В Западной Европе производство древесных плит на сегодняшний день замедлило свои темпы роста ввиду как насыщения рынков некоторых стран, но, прежде всего, недостатка сырья на европейских рынках. Уже сейчас российские производители МДФ плит, обладающие современными мощностями и входящие в крупнейшие мировые интегрированные компании («Кроностар» и «Кроношпан»), обеспечивают МДФ плитами своих партнеров, как в Германии, так и в Польше. По отношению же к рынку мебели следует отметить, что уже сейчас недорогая мебель поступает в страны Западной Европы из Польши, Чехии. Через 2-3 года, скорее всего, очередь дойдет и до поставок из России. Расширение производства МДФ плит на российском рынке, увеличение конкуренции и соответствующее снижение цен на данный вид продукции будет только способствовать расширению границ сбыта российской мебели. Так что есть все основания предполагать, что 5-6 лет через основной мебельный поток изменит свое направление – мебель будет идти не с Запада на Восток, а с Востока на Запад.

Вступление  в ВТО – плюс для российских производителей МДФ

В отношении влияния вступления в России в ВТО на производителей МДФ плит, можно отметить, что тут скорее плюсы, чем минусы. На сегодняшний день многие составляющие для своего производства – пленки для ламинирования, связующие – плитные производители привозят из-за границы. Отмена или снижение ввозных таможенных пошлин позволит сократить затраты на эти материалы. Давления зарубежных производителей древесных плит на российский рынок ожидать не приходится – в Европе недостаток МДФ плит, т.к. нет сырья для увеличения их производства. Кроме того, развитие ассортиментной политики российских производителей МДФ плит, а также активное введение ламинирующих установок и перерабатывающих линий позволят российским производителям МДФ плит не опасаться прихода на российский рынок западных конкурентов.
Кроме того, следует отметить, что на сегодняшний день основными потребителями  МДФ плит являются небольшие мебельные и фрезеровочные предприятия – на первом этапе от членства России в ВТО мелкие производители пострадают меньше всего.
Кроме того, снижение себестоимости МДФ плит на российском рынке приведет к активному вытеснению ими других недорогих плитных материалов, в частности древесностружечных плит. Также возможности расширения рынка сбыта МДФ плит  связаны и с освоением новых рыночных ниш путем придания МДФ дополнительных свойств – электропроводности, водостойкости, огнестойкости, использования новых модификаций связующих и пр.

Что такое МДФ?

МДФ – это плитный материал, изготовленный из высушенных древесных волокон, обработанных синтетическими связующими веществами и сформированных в виде ковра с последующим горячим прессованием (плотностью 700-870 кг/м куб) и шлифовкой
МДФ возникли как дальнейшее развитие сухого способа производства ДВП с учетом совершенствовавшихся при изготовлении ДВП технологий. Аббревиатура МДФ представляет собой кальку с английского MDF – Medium Density Fiberboard, что в переводе с английского означает «среднеплотное волокнистое покрытие» (СпВП). В cреднеплотных волокнистых плитах развитая поверхность древесных волокон и сокращенный цикл прессования эффективно сочетаются с прочностью за счет участия связующих веществ в межволоконном взаимодействии.
В России отсутствует ГОСТ на производство ДВП плит сухого способа прессования. Существующие производители либо производят его по собственно разработанным ТУ, либо по европейским стандартам. В последнем случае Стандарт EN 622-5 регламентирует требования к плитам MDF и различает в этой продукции следующие марки:
· MDF – общего назначения;
· MDF.H – общего назначения влагостойкие;
· MDF.LA – конструкционные;
· MDF.HLS – конструкционные влагостойкие.