Строительная отрасль и рынок недвижимости России за 2 прошедших года / Статьи / Стройматериалы и Хозтовары

Рынок недвижимости России за первые три квартала 2009 года продемонстрировал прогнозируемые тенденции к сокращению роста строительства нового жилья и падению стоимости жилой и коммерческой недвижимости. Впрочем, на фоне общего кризиса российской экономики строительной отрасли приходится сложнее всего. Кризисные явления ощущались не только компаниями, чьей основной деятельностью является возведение зданий, но и теми, которые производили сопутствующие строительству товары и материалы. К примеру, рынок дорогостоящих профессиональных электроинструментов за последние полгода сократился на 15%, инструменты среднего уровня сохраняют свои позиции за счет того, что строительные компании все чаще стремятся покупать интструмент, ориентируясь, прежде всего, на приемлемую стоимость, а качество отходит на второй план.

Предпринимаемые правительством меры по поддержанию строительной отрасли, хотя и привели к некоторым положительным изменениям, в 2010 году, все еще довольно слабо ощущались в регионах России (за исключением столичного). Тем не менее, благодаря инвестициям из бюджетов разных уровней, ведущие отечественные производители стройматериалов не повысили цены на свою продукцию, что во многом стимулировало рост количества строительной отрасли. Стали возводиться жилые дома, детские сады, обхъекты спортивно-культурной направленности. Кроме того, предоставление налоговых преференций для импортеров некоторых видов техники также позволил незначительно повысить их стоимость. Естественно, период кризиса, который одни компании привел к банкротству, другим позволил не только сохранить свои докризисные активы, но и увеличить их за счет поглощения менее удачливых конкурентов. В строительной отрасли подобные процессы проходят несколько иным образом, чем в других отраслях.

Так, если производитель электроинструмента, ориентированный на изготовление продукции одного вида, для разных категорий потребителей, скорее всего, будет поглощен более крупным конкурентом, то строительная компания может заморозить возведение любого объекта с целью привлечения инвестора. Стратегия выхода из кризиса, которая предполагает остановку строительных работ до более благоприятного периода, сегодня оказалась одной из наиболее выигрышных. Еще в
начале текущего года произошло значительное смещение интереса крупных инвесторов от новых проектов к так называемым «недостроям» разной степени готовности. При этом, чем меньше работ осталось до окончания строительства и сдачи объекта, тем выше его привлекательность. Если до кризиса капиталовложения были примерно поровну поделены между инвестициями в готовую недвижимость и проектируемую, то в 2009 92% всего объема вкладываемых средств приходится именно на «недострой».

Кроме того, следует отметить, что иностранный капитал практически покинул российский рынок недвижимости в 2010 году: 96% вложений приходится на долю отечественных инвестиционных компаний, а в 2009 году данный показатель равнялся 28%.